Главная \  Новости \  Архив за 2008 г. \  Адаптивные очки подарят мир ми...
]]>
Версия для печати
]]>

Новости

2008 г. 2009 г.
2010 г. 2014 г.

Адаптивные очки подарят мир миллиарду бедных

29 декабря 2008 г.

Помочь одному миллиарду человек видеть лучше - грандиозная цель. К ней стремится британский профессор, создатель универсальных настраиваемых очков. И само по себе это изобретение симпатично, но куда большего уважения заслуживает энергия, с которой автор проекта пытается помочь огромному числу людей в развивающихся странах.

По данным Всемирной организации здравоохранения (WHO), в настоящее время примерно миллиард людей на планете нуждаются в коррекции зрения (многие из них - дети), но не может себе позволить приобрести даже банальную пару очков. Неудивительно: значительная доля населения мира живёт на доллар-два в день на человека. И это не только личная трагедия для слабовидящих. Это огромная социальная и экономическая проблема. Ведь люди зачастую вынуждены бросать работу в трудоспособном возрасте.

Есть у этой истории и ещё одна сторона, о которой мало кто задумывается. В Британии один оптометрист (врач, способный квалифицированно подобрать очки пациенту) приходится на 4,5 тысячи человек, а в Африке к югу от Сахары это соотношение составляет 1 : 1 000 000. Уже потому "раздача" очков нуждающимся в них людям (даже если на это найдутся деньги), в сколь-нибудь заметных объёмах - попросту нереальна.

Обо всём этом Джошуа Сильвер (Joshua Silver), оксфордский профессор, ныне вышедший на пенсию, думал ещё в 1985 году. Тогда впервые он решил создать универсальные очки, которые легко мог бы подстроить под себя сам пациент.

Много лет ушло на поиск лучшего решения, но вот в 1996 году Сильвер основал компанию Adaptive Eyecare, которая представила первый прототип таких очков и даже начала его продажу. Впрочем, продажа была не совсем обычной: не без помощи благотворительных организаций очки распространяли среди населения беднейших стран планеты.

Новация получила название адаптивные очки, или неофициально очки Сильвера.

Устроены они на удивление несложно. Меж двух прозрачных полимерных мембран, закреплённых в оправе, размещены прозрачные же гибкие мешочки, наполненные силиконовой жидкостью.

С каждой стороны очков к этим мешочкам (заменяющим правую и левую линзы соответственно) подсоединены обычные пластиковые шприцы, наполненные той же жидкостью.

Эти очки пациент надевает в таком виде и затем начинает медленно передвигать поршни шприцев. Жидкость наполняет мешки или, напротив, откачивается из них, тем самым меняется толщина и кривизна линз.

Как только человек получает требуемый результат, то есть начинает чётко видеть, поворотом крошечных винтиков полости в линзах герметизируются, а шприцы отсоединяются. Всё - персонально настроенные очки готовы к использованию.

30 тысяч пар очков Сильвера уже нашли своих благодарных хозяев в 15 странах. Но сам профессор считает это достижение каплей в море. Весь смысл адаптивных очков - в массовости и дешевизне. Иначе можно было бы положиться на традиционные технологии. Но там, где людям порой нечего есть на обед, - они не подходят.

Ныне серийные очки Сильвера стоят $10. Немного в сравнении с хорошими очками из качественного оптического стекла. Но британский новатор полагает, что в дальнейшем, с ростом производства, цену можно будет сбить и вовсе до одного доллара!А чтобы слова не расходились с делом, профессор объединил усилия с крупным индийским бизнесменом Мехмудом Ханом (Mehmood Khan), который владеет семейным благотворительным фондом Rasuli Kanwar Khan Trust. Партнёры намерены в 2009 году распространить в одном из северных индийских штатов миллион настраиваемых очков. "Миллион - копейки для меня", - поясняет Хан, воодушевлённый изобретением британца. Правда, подробности этого нового проекта и, в частности, все детали финансирования - ещё не вполне ясны.

А ведь в затее Джошуа очень важно задать хороший старт. "Как только вещь начинает работать, - говорит Хан, - люди узнают о ней, и тогда уже проявляют заинтересованность правительства, ООН. Модель становится масштабируемой. Люди начинают верить".

Миллион очков в следующем году для Индии - тоже лишь трамплин к более масштабной деятельности. Цель британского изобретателя - выйти на уровень выпуска 100 миллионов пар в год.

Всего же он намерен обеспечить очками своей конструкции целый миллиард нуждающихся к 2020 году. Пожалуй, по размаху это предприятие окажется посложнее OLPC, несмотря на то что пластиковые очки по сложности - далеко не лэптоп.

Но если всё пойдёт по плану, перемены окажутся колоссальными. Миллионы бедняков с плохим зрением впервые в жизни получат очки. А значит, мужчины-рыбаки смогут чинить свои сети, женщины - ткать, дети - учиться, вырастет средний уровень грамотности в этих странах. "Жидкие стёкла" при массовом распространении способны произвести эффект допинга для экономики третьего мира.

В качестве простого примера профессор приводит Генри Аджея-Менсаха (Henry Adjei-Mensah) - мужчину, с которым Сильвер познакомился в Гане в ходе первых "полевых" тестов чудо-очков, проведённых на средства правительства Великобритании.

Генри работал швеёй, но всего-навсего в 35 лет вынужден был уйти с работы. Его зрение резко ухудшилось. Потерявший средства к существованию Аджей-Менсаха был просто спасён проектом. Надев очки и отрегулировав их, Генри улыбнулся и показал, как снова может вдеть нитку в иголку. "Теперь он опять может работать", - радуется профессор.

Участники первого проекта по распространению очков Сильвера в бедных странах отмечают, что реакция людей везде одинаковая - улыбки, смех и возгласы: "Смотрите, теперь я могу прочесть эти маленькие буковки!" Полагаем, такая награда для Джошуа значит больше, чем несколько призов в области дизайна и инноваций, завоёванных его изобретением в прошлые годы.


Источник: http://www.membrana.ru